Как проверить контрагента

Как проверить контрагента

Более 95% бизнесменов России терпят убытки от невыполненных обязательств контрагентов.

Чтобы не попасть под санкции налоговой службы и не заключать провальных сделок, нужно проверять контрагентов. До подписания договора проверьте деловую репутацию, правоспособность и финансово-материальное обеспечение.


Когда нужно проверять

Налоговые органы могут отказать в вычете НДС или признать сделку сомнительной, а расходы неподтвержденными. Все из-за того, что контрагент признан налоговой недобросовестным. 

Российское законодательство не требует проверят контрагентов, но органы надзора лояльнее относятся к осмотрительным налогоплательщикам. 


Особого внимания требуют следующие случаи:

— сделка с новым партнером,

— договор с предоплатой,

— договор с отсроченным платежом,

— договор с контрагентом из другого региона.


Признаки неблагонадежного партнера

— юридический адрес компании находится в месте, где много других субъектов или в жилом помещении;

 — большая задолженность перед бюджетом;

 — свежая дата государственной регистрации;

 — недавняя реорганизация в виде слияния фирмы с другим обществом, или изменение местонахождения.

Если присутствуют несколько из этих признаков, представитель налоговой будет особенно внимателен, рассматривая законность документов сделки, в частности, счетов-фактур, по которым производится налоговые вычеты по НДС.


 Чем опасно сотрудничество с непроверенным контрагентом


1. Законодательные риски. Налогоплательщику доначислят налоговые обязательства и штрафы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ. Назначат выездную налоговую проверку, возбудят административное или уголовное дело, в случае крупного нарушения.


2. Финансовые риски. Контрагент может не выполнить обязательства — полностью или частично. Не поставить продукцию, не оплатить, не вернуть предоплату, нарушить сроки или не выполнить требований к качеству.


3. Претензии к должностному лицу. С должностного лица могут быть взысканы убытки самой компанией или ее акционеров.


4. Репутационные риски. Под удар может попасть имидж фирмы, в глазах партнеров и клиентов.


Чаще всего, суды принимают сторону налоговых органов. Доказать, что компания вела дела осмотрительно очень непросто. Рекомендуем закрепить процедуру проверки во внутреннем протоколе компании.


Этапы и способы налоговой проверки контрагента

Проверку проводят в три этапа:


Этап 1. Анализ в интернете

Проверяйте на сайтах официальных государственных структур.


1. На сайте Федеральной налоговой службы России можно узнать:

— числится ли контрагент в ЕГРЮЛ, когда и где зарегистрирован, 

— сведения об уставном капитале, учредителях и о внесении в реестр изменений с указанием даты, а также коды ОКВЭД;

— не принято ли решение исключить компанию из ЕГРЮЛ;

— выяснить, не зарегистрирована ли компания по адресу «массовой регистрации» и есть ли возможность с ней связаться по указанному в ЕГРЮЛ адресу.


2. Сайт Главного управления по вопросам миграции — можно узнать, не включен ли паспорт предпринимателя или руководителя контрагента в список недействительных паспортов Российской Федерации.


3. Реестр недобросовестных поставщиков госзакупок, который ведется ФАС.


4. Проверить на сайте Федеральной службы судебных приставов, не открыто ли на контрагента исполнительное производство.


5. Картотека арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда позволяет узнать, участвует ли контрагент в разбирательствах. 


6. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц позволяет узнать, банкротится ли компания и какова стоимость активов акционерного общества.


Этап 2. Анализ пакета документов

Запросите у потенциального контрагента пакет заверенных документов:

1. Копии страниц устава организации, с полным и сокращенным наименованием, местом нахождения.

2. Копии свидетельства о государственной регистрации и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

3. Выписка из ЕГРЮЛ, статистические коды (ОКПО, ОКАТО, ОКВЭД и другие).

4. Справки об отсутствии задолженности по обязательным налоговым платежам.

5. Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, — нотариально заверенные доверенности, приказ о назначении директора или другие документы.

6. Копии бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность всех организаций является открытой и получить ее можно либо в самой компании, либо в Росстате (http://www.gks.ru/accounting_report).

Контрагент вправе отказать вам, что возможно укажет на его недобросовестность.


Этап 3. Анализ неформальной информации и личная встреча

Проверьте сайт компании, сайты партнеров, отраслевых союзов и ассоциаций, в которых состоит фирма. Пустые незаполненные сайты могут говорить о том, что эта компания — фирма-однодневка.

Изучите отзывы в интернете или сделайте пару звонков партнерам контрагента. Список главных клиентов и партнеров обычно указывают на сайте. 

Встретьтесь с руководством лично или созвонитесь по видеосвязи. Это поможет убедиться, что руководитель компании существует и именно тот, который указан в документах. 

Плюс, сделки, заключенные заочно или по почте, взывают у налоговой службы подозрения. Можно даже составить акт выезда по юридическому адресу контрагента, который должен быть подписан как минимум двумя сотрудниками компании. 


Результаты проверки и решения
На основе анализа можно принять три типа решений:
• заключить сделку,
• отказаться от сделки при наличии информации, которая свидетельствует о высоком риске;
• изменить условия сделки для снижения рисков.


Проверяйте контрагентов. Не рискуйте просроченными долговыми обязательствами, сделками с недобросовестными компаниями. Проверка сократит количество отказов налоговой по возмещению НДС. Кроме этого, она минимизирует риск проведения встречных налоговых проверок и улучшит репутацию и имидж компании.